Малые архитектурные формы в ландшафтном дизайне города
Основной принцип, которым следует руководствоваться при решении вопросов городского ландшафтного дизайна и размещения малых архитектурных форм, максимальное использование естественных условий ландшафта, выявление его достоинств и конкретных архитектурно-планировочных особенностей участка. Действительно, в условиях психологических перегрузок современного города человеческий организм находит в контактах с природной средой мощный резерв восстановления духовных и физических сил.
При определении типов и количества элементов благоустройства и малых архитектурных форм важно выбрать именно те, которые наиболее полно будут соответствовать их назначению и месту расположения. Так, например, скамейка для отдыха, установленная у входа в дом по ходу транзитного движения пешеходов, служит для кратковременного отдыха и поэтому может быть очень простой в виде одной доски-сиденья на ножках. Напротив, в наиболее благоприятных местах отдыха тупиковых дорожках, на площадках отдыха, достаточно хорошо изолированных от наиболее оживленных коммуникаций, защищенных теневыми навесами или хорошо озелененных высокорастущими деревьями или кустарниками, логично установить скамью-диван с удобной для длительного отдыха или чтения спинкой.
Весьма важное значение при выборе типа элементов ландшафтного дизайна города играют материалы, из которых они выполнены. Наиболее удачно использование природных материалов: камня, дерева и металла, а для покрытий дорожек и площадок гравия, песка, плитняка. Искусственные бетонные тротуарные плиты, а также элементы благоустройства из железобетона также уместны в современном ландшафтном дизайне города. При применении всех вышеназванных материалов не нарушается психологическое единство человека с природой. Следует, избегать цветных пластиков, а также пестрой окраски деревянных элементов благоустройства. Однако яркий локальный цвет, примененный все же весьма тактично, в небольших количествах рекомендуется вводить в окраску малых архитектурных форм. На детских игровых площадках доля ярких элементов может быть увеличена.
Камень, дерево и даже растение в цветочной вазе в городских условиях олицетворяют природу. Это в не меньшей мере относится к естественному водоему, находящемуся на участке благоустройства, будь то берег реки или озера, ручей или родник. Водоем вместе с существующей зеленью компоненты природного ландшафта, основа всех проводимых, на нем благоустроительных работ.
При бережном отношении к природному водоему и тактичном вписывании его в конкретный участок устройстве переходных мостиков, подпорных стенок, набережных, каскадов, небольших водопадов, родников-каменников и т. д. решаются как функциональные задачи (создание благоустроенного места отдыха), так и эстетические, связанные с композицией городской застройки, формированием городского ландшафта на основе максимального сохранения существующего. Гармония человека и природы вот главный критерий качества всех работ, связанных с ландшафтной архитектурой, размещением малых архитектурных форм, благоустройством придомовых территорий.
Сейчас мы подошли к рассмотрению весьма важной особенности архитектуры малых форм. Если декоративная стенка, монументальная скульптура и фонтан воспринимаются только снаружи, то другие элементы благоустройства и малых форм (например, мостик над водоемом, беседка, остановочный транспортный павильон и т. д.) образуют реальное трехмерное пространство, вмещающее и самого человека. Это отличает архитектуру от всех других видов искусств. Вот почему при проектировании ландшафтного дизайна так важно все время чувствовать единство внутреннего и внешнего пространств, иначе невозможно добиться в жилой среде гармоний и интимности, столь необходимых людям при отдыхе. Взаимопроникновение пространства влияет сегодня и на монументально-декоративные виды искусства, участвующие в формировании жилой среды.
Поскольку любое произведение малых архитектурных форм монументально-декоративное или декоративно-прикладное строится и воспринимается в данном конкретном пространстве, порождая при этом определенные настроения и эмоции, необходимо совместить два графика. Первый функциональный график движения людских потоков; второй график запрограммированных авторами (архитекторами и художниками) эстетических восприятий фрагмента жилой среды человеком, для которого она создана. Таким образом, комплекс зрительных впечатлений должен быть максимально выявлен с наиболее эффективных по ходу движения точек. В этом заключается определенная композиционная закономерность при проектирований малых архитектурных форм функциональное единство жилой среды.
Для полной гармонии произведений декоративной скульптуры, монументальной живописи и других элементов малых архитектурных форм с архитектурным окружением необходимо добиться пространственного единства жилой среды. Это единство заключается в том, что не только, скажем, стенку-экран, скульптуру или группу ваз с цветами проектируют для данного конкретного квартала, двора или другого пространства, но и само архитектурное пространство создают с учетом наиболее выигрышной постановки тех или иных элементов малых архитектурных форм. Очевидно, что лишь при соблюдении такого правила можно получить гарантию верной соразмерности малых архитектурных форм главному мерилу масштаба жилой среды человеку.
Общеизвестно, что цвет очень важный компонент при создании интерьера. Очевидно, что это положение верно и для другого элемента жилой среды застройки. Цветовая композиция малых архитектурных форм обусловливается их размещением и той ролью, которую они играют в общей архитектурной и колористической картине благоустраиваемой территории. В единой архитектурно-художественной композиции цвет скульптуры, фонтанов, основной тон монументальной живописи такие же составляющие цветового решения застройки, как цвет зданий, замощения, скал, воды, зелени летом и снега зимой.
При проектировании озеленения и благоустройства необходимо использовать цвет как средство сближения архитектуры с природой, средство колористической композиции застройки. Это еще одно композиционное правило при проектировании малых архитектурных форм колористическое единство.
При огромных масштабах жилищного строительства весьма актуальным становится массовое производство элементов благоустройства и малых архитектурных форм. Однако массовость производства предопределяет повторяемость малых архитектурных форм в пределах города и даже квартала. Как избежать монотонности благоустройства?
Во-первых, нужно очень внимательно отнестись к размещению малых архитектурных форм в пространстве, избегать повторения в пределах видимости одних и тех же, чисто декоративных элементов (вазы, цветочницы). Массовые же элементы (скамейки, урны, плиты мощения) в силу их назначения можно повторять столько раз, сколько требует необходимость.
Во-вторых, номенклатура малых форм должна быть достаточной, чтобы иметь несколько видов изделий одного назначения.
В-третьих, однотипные изделия должны иметь разнообразную форму, что дает максимальную возможность для их различной компоновки друг с другом. Например, низкая чаша и высокая ваза для цветов должны быть не только красивы сами по себе, но давать хорошее сочетание при их совместной компоновке.
В-четвертых, технология массового производства элементов малых архитектурных форм должна обеспечить возможность максимального разнообразия изделий по фактуре, отделочным материалам и цвету.
И, наконец, в-пятых, наряду с широким применением таких массовых элементов в жилой застройке, в ее композиционных центрах, на ответственных участках необходимо создавать оригинальные художественные произведения, выполненные художниками по заданию архитекторов специально для данного конкретного места. Последнее требование аналогично введению в массовую жилую застройку, осуществляемую по типовым проектам общественных зданий, выполненных по индивидуальным проектам. И в том и в другом случае индивидуальное и серийное взаимно обогащают друг друга.
Статьи по теме:
Линии красоты
Поэзия и проза ландшафтной архитектуры
Садовый фонтан: очарование хрустальных струй
Литература по теме:
Библия садового дизайна | Основы ландшафтного проектирования и архитектуры |